Журнал «Балет»: Услышать крик

Журнал «БАЛЕТ», 2024, №1 (242)

 

Лейла ГУЧМАЗОВА,

балетный критик, член жюри национального фестиваля «Золотая маска»

 

Услышать крик

Премьера балета «КРИК» по роману Александра Зиновьева в Театре оперы и балета Коми

 

ОТКУДА ЧТО ВЗЯЛОСЬ

Спектакль с непростыми вводными данными появился в 2014 году на сцене Одесского театра оперы и балета, и мог бесследно кануть, но нет. Все причастные к его рождению люди понимали, что у «Крика» есть потенциал, и не продлить ему жизнь как минимум странно. Главная движущая сила этого дела – вдова писателя Ольга Зиновьева, сумевшая убедить всех вокруг в жизнеспособности связки «философский роман плюс балет», найти бюджет и команду. Здесь капитаном стал Андрей Меркурьев, премьер поэтапно Михайловского, Мариинского, Большого театров, уроженец Сыктывкара, проведший на здешней сцене первый театральный сезон.

Меркурьев уверяет, что для сцены Театра оперы и балета Коми спектакль основательно переработал. Легко представить, как его грызли сомнения: превратить в либретто роман Александра Зиновьева «Иди на Голгофу» – задача адская, по-хорошему посильная небольшой университетской кафедре. Справиться ему помогла Полина Зиновьева, у которой этот роман в наследии отца любимый. Она же вместе с Меркурьевым собрала партитуру авторства восьми композиторов, из знакомых нашему слуху имен тут Рихард Вагнер, Макс Рихтер, Джованни Соллима, объединенные вежливо и логично.

 

ЧТО НА СЦЕНЕ

Сюжет очистили от деталей, укрупнив, как водится, любимую балетом лирику – герой влюбляется и разочаровывается; и романтику – он одинок и не понят толпой. Действие обрамляет Рассказчик (Роман Миронов), буквально открывающий книгу судьбы, как Дон Кихот в большинстве редакций классического балета, и он же потом закрывает плащом и уводит в даль дальнюю Героя – может быть, себя в молодости. Клубы дыма на затемненной сцене настраивают на мрачный лад, но нас лихо переносят на танцплощадку городских задворок. Тут все как на ладони. Герой (динамичный и актерски верный со- лист МАМТ Евгений Жуков), находит Девушку мечты (прекрасно справившаяся с ролью Анастасия Лебедик), и хотя приятели (прыгучие, профессионально состоятельные Дмитрий Леканов и Данис Файзуллин) призывают его открыть глаза и спуститься на землю, конфликт неизбежен. Герой просто не встраивается – ни в ритм, ни в танцы, ни в принятые на танцплощадке как и в жизни схемы. Следуя роману и, видимо, радуясь, что душевные метания могут быт столь наглядны, Меркурьев вводит Антипода Героя (Александр Селезнев, МАМТ), готового включится в общий шум, порадовать Девушку и в жесткой суховатой неоклассике поладить с прочим человечеством. Так Герой выбывает из социума. А роман Александра Зиновьева нежданно через балет встраивается в традицию русской литературы с её болью о лишнем человеке.

 

В спектакле есть обкатанные балетным театром схемы. На танцплощадке сам бог велит парой штрихов обозначить скромниц, красавиц, задир и прочего местного бомонда; тут в родственниках любая балетная площадь с переплясом, от упомянутого «Дон Кихота» до «Матросов на берегу». Толпа, зверея, вскидывает вверх Героя; кликая в зрительной памяти воздетых ввысь Избранников в «Весне священной» Бежара или Спартака. Но контекст всё скрепляет, а всё ещё танцующий Андрей Меркурьев не навязывает артистам технические сложности, с которыми бы они не справились. К тому же у по- становщика отличные соратники: давно лояльный к балету и создавший уместные костюмы Игорь Чапурин и художник по свету Сергей Шевченко – волшебник с ноутбуком, умеющий с тактом и умом затушевать ненужное и укрупнить в разы лучшее. Плюс явно влюбленная в новый ритм труппа Театра оперы и балета республики Коми, подруги, парни на вечеринке, невидимки кордебалета, составляющие общее впечатление о спектакле.

 

ЧТО В ИТОГЕ

Премьера тянет за собой шлейф интересных тем.

Первая: каким образом балет сживается с непривычной философско-притчевой литературой. Вторая: как частная инициатива сдвигает горы, когда их, кажется, невозможно сдвинуть. Встаёт также тема «взрослой» профессии артистов балета после исполнительской, редко имеющих шанс стать хореографом. Еще одна хорошая тема: как провинциальный театр со скромной репутацией собирает резерв и представляет премьеру достойного уровня. Опять же, хорошо задуматься, какие дивиденды получит солист столичного театра, станцевавший непростую партию в непростой премьере, уже вернувшись на родную сцену? Зачтётся и пригодится опыт? Интересно, как менеджмент будет представлять нетипичный

«Крик» для гастролей в Москве, Санкт-Петербурге и далее, запланированных на 2024 год, не испугается ли зритель че- го-то интеллектуального, совсем не лебединого, или наоборот? Станет ли балет отправной точкой для чтения Александра Зиновьева, противоречивого, грустного, категоричного, с его сложными отношениями с глобализмом и с родиной, дописавшего «Иди на Голгофу» в эмиграции в Мюнхене? А ещё интересно представить, какой импульс получили бы нестоличные театры, если б все начинавшие в них путь звезды возвращались хоть изредка отдать долги, поделиться профессиональным уровнем и амбициями. Крикнуть так, чтоб услышали.

 

 

 

Сцены из спектакля «Крик» (Фото предоставлены пресс-службой театра)