Российская газета, 13 ноября 2023
В Коми прошла премьера балета “Крик” по роману Александра Зиновьева
Лейла Гучмазова,
балетный критик, член жюри национального фестиваля «Золотая маска»
У этой истории два героя. Первого родина выслала в 1978 году за нестандартность мыслей, и дальше Александр Зиновьев публиковал их в Мюнхене; вдова Ольга Зиновьева вновь возвращает его наследие на родину. Второй герой – театр оперы и балета Республики Коми, малозаметный на балетной карте, но честно работавший 65 лет и ныне вложивший в премьеру много сил. Прогнозировать их встречу было бы фантастикой, но жизнь умеет удивлять: цепь событий в честь 100-летия со дня рождения Зиновьева распространилась на афишу, и в Сыктывкаре показали спектакль на философский текст – балет “Крик” по роману “Иди на Голгофу” – то есть случилось нечто уникальное по определению.
Поставил спектакль Андрей Меркурьев, родившийся в Сыктывкаре и проведший в этом театре свой первый сезон до карьеры принца на сценах Михайловского, Мариинского и Большого театров. “Крик” – его первая большая работа как хореографа, показанная в 2014 году на сцене Одесского театра оперы и балета, а сейчас основательно переработанная. Адскую задачу по превращению философского романа в либретто вместе с ним решала дочь писателя Полина Зиновьева, считающая “Иди на Голгофу” любимым романом в наследии отца. В нем укрупнили главную линию – конфликт героя и толпы, его попытка найти смысл жизни и вразумить человечество. Тема исключала иронию, требуя такта и глубины, и саундтрек к ней нашелся в музыке восьми авторов, среди которых есть Рихард Вагнер, Макс Рихтер, Джованни Соллима, объединенные гладко и логично.
Первая же мизансцена наглядно мирит искусство танца с литературой: главный герой, Рассказчик (Роман Миронов), совсем как Дон Кихот в большинстве редакций классического балета, в центре сцены листает фолиант, давая зрителю нужную дистанцию к последующим событиям. С этой дистанции мы наблюдаем вполне зрелищную ярмарку тщеславия городских окраин. Танцплощадка, все веселы и все на виду, кто-то виртуозен, кто-то коряв, один может соблазнить подругу, другого не замечают. В этом банальном буйстве Герой, он же Рассказчик в юности (замечательный солист МАМТ Евгений Жуков), придумывает себе Богиню (Анастасия Лебедик), но как человек изначально не встраиваемый в банальные схемы, конфликтует и с ней, и с приятелями (Дмитрий Леканов и Данис Файзуллин), и со всем остальным человечеством со всеми его привычками. Чтобы очевиднее передать внутренние метания героя, постановщик вводит его Антипода (Александр Селезнев), танцующее альтер эго, что едва отличается от остальных и неплохо справляется с жизнью теми же па и тем же размахом движений. Но раздвоение личности уже не спасет: танцы становятся жестче, толпа вскидывает Героя вверх, к небу, и финальный крик не смягчить – только физически вернуться к Рассказчику, найдя гармонию в каком-то другом измерении.
В спектакле есть не впервые используемые в балетном театре моменты, но уровень амбиций искупает неровности. К тому же у хореографа-постановщика Андрея Меркурьева были отличные соратники: с интересом включившаяся в процесс труппа Театра оперы и балета республики Коми, создавший уместные костюмы Игорь Чапурин и художник по свету Сергей Шевченко, чью работу с пластикой спектакля трудно переоценить. Он придавал объем плоскому, акцентировал нужное, с помощью света помогал принять условность как главное качество танцуемой философской прозы.
В итоге балет “Крик” – событие не только масштаба Коми, но и запланированный в этом сезоне гастрольный тур в Москву и Санкт-Петербург. Перенос в танец романа противоречивого, пессимистичного и, увы, прозорливого мыслителя не только напоминает о его идеях, но и поднимает искусство танца намного выше привычных щелкунчиков.