Российская газета – Федеральный выпуск: №112(6384)
Солист Большого театра Андрей Меркурьев поставил балет по мотивам романа Александра Зиновьева
Вы ставили свой спектакль в Одессе в очень тяжелой политической обстановке, которая не могла не сказаться на атмосфере этой работы. Как все это было?
Андрей Меркурьев: Постановка спектакля совпала с трудным временем для Украины. И, конечно, я это ощущал и видел, как все переживают. Была мысль просить о переносе спектакля. Но мы продолжали работу. Солисты брали репетиции в выходные дни. Они понимали, что им эта работа только на пользу. Родные, близкие, друзья, коллеги писали и звонили мне, просили вернуться в Россию. Но я не мог бросить начатое дело. К счастью, беспорядки в городе прекратились и постановка продвигалась. Именно в это тяжелое время и возникло название спектакля – “Крик”. Что, кстати, тоже поначалу меня тревожило. Но потом я понял, что это действительно Крик. И принял это название. Меня перестало смущать то, что мы ставим и выпускаем спектакль в такое страшное для Одессы и Украины время. Я артист, педагог-балетмейстер. Это моя профессия, и я должен ее исполнять. Пекарни же продолжают печь хлеб, учителя преподавать… Поэтому нам надо было тоже просто продолжать работать. В какие-то дни мы заканчивали не очень поздно, и была возможность зайти в магазин. По дороге я начинал оборачиваться – я не бесстрашный человек. Я очень сострадаю семьям одесситов, которые пострадали в те жуткие дни. Страшно, страшно все то, что там творилось. Одесса с ее архитектурой, историей, людьми – уникальный город. Все доброжелательны и милы с тобой, что очень подкупает. Я чувствовал себя там как дома. И я надеюсь вернуться туда. Работать ли, отдыхать, но вернуться.
Как возникла идея работать с романом Александра Зиновьева – не самого балетного автора?
Андрей Меркурьев: Так случилось, что я познакомился с Ольгой Мироновной Зиновьевой, вдовой Александра Александровича. Мы общались, и я все больше узнавал о семье Зиновьевых, об их судьбе, гонениях. Однажды Ольга Мироновна сказала мне после увиденного спектакля с моим участием, что очень хотела бы снять фильм по роману “Иди на Голгофу”, где в главной роли видит меня. Я обрадовался, так как мечтал сняться в кино. Но в какой-то момент все поменялось, и разговор пошел не о съемках фильма, а о постановке балетного спектакля. Мне предлагалось не только исполнить главную роль, но и поставить этот балет. Фонд Зиновьева во главе с Ольгой Мироновной стали искать, где возможно рождение этого спектакля. Так появился Одесский театр оперы и балета. В сентябре мы договорились с театром и назначили премьеру на май. Но начали постановку позже запланированного срока – у меня были спектакли в Большом театре. Время на подготовку было очень ограничено. Спектакль строился, менялся, рождался. Я боялся, что не успею сделать и половины, так как репетиции совпали с праздниками и трагическими событиями.
Как прошла премьера “Крика” в Одесском театре?
Андрей Меркурьев: Как я видел по некоторым спектаклям, в театр люди сейчас идут неохотно. Но “Крик” встретили очень тепло. После каждого номера кричали браво. На первом спектакле было, конечно, много приглашенных. Второй пришлось задержать из-за того, что люди покупали билеты в последний момент. На третий спектакль, как мне написали, мест не было – аншлаг. Это очень приятно. Самое главное, что артисты приняли меня и мою хореографию. Я приобрел еще один театр, новую семью, которая поверила в меня. Больше всего мне хотелось, чтобы артисты были счастливы. Если бы вы видели их лица на премьере, генеральной репетиции! Слышали, что они мне говорили, прощаясь. Сердце разрывалось на кусочки. Они выражали свое признание, любовь. И это моя победа. Не постановка балета, а именно то, что артисты раскрылись. Они почувствовали мою любовь к ним и взамен отдали свою. Разве это не счастье!