Александр Зиновьев

Сияющая высота русской культуры. Его Голгофа

Алексей Блинов, вице-президент Биографического института Александра Зиновьева

Александр Александрович Зиновьев – имя, возвращённое России – вернулся на Родину из вынужденной эмиграции длиною 21 год в июне 1999 года, чтобы до конца разделить судьбу нашего народа.

Всемирно известный русский писатель, мыслитель, философ, социолог, логик, поэт, художник, крупнейший идеолог России рубежа XX-XXI веков.

Гением Зиновьева восхищались Мстислав Ростропович, Владимир Ашкенази, Михаил Шемякин, Эжен Ионеско, Фредерико Феллини, Даниэль Баренбойм, Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Эрнст Неизвестный, Валерий Панов, Кирилл Кондрашин, Фридрих Дюрренматт, Михаил Рудь, Гидон Кремер, Ганс-Магнус Энценцбергер и многие другие выдающиеся личности.

Гвардии капитан штурмовой авиации в годы Великой Отечественной войны, награждённый боевыми орденами, А.А. Зиновьев всю свою жизнь посвятил служению Истине. Александр Зиновьев оставил обширное творческое наследие, на осмысление которого нужен не один десяток лет. Автор «Зияющих высот», «Светлого будущего», «Желтого дома», «Гомо советикуса», «Иди на Голгофу» и других общепризнанных мировых бестселлеров, создавший новый литературный жанр – социологический роман.

Роман «Иди на Голгофу». Программное литературное произведение Александра Зиновьева «Иди на Голгофу» очерчивает духовный путь русского человека в непростую эпоху, когда советский строй вынуждал лучших мыслителей покидать страну, или приспосабливаться к несовершенному общества, или уходить во внутреннюю эмиграцию, в затворничество, или сопротивляться в одиночку. Переведено на основные европейские языки, входит в золотую сокровищницу мировой литературы и культуры.

Центральная идея романа. Это роман – исповедь верующего безбожника. Автор от имени своего героя Ивана Лаптева – тунеядца и пьяницы, целителя и бродяги, поэта и атеиста, бунтующей одиночки, проповедника и носителя нового религиозного учения – учения о житии – пытается анализировать духовный и психологический аспект советского общества 70-80-х годов.

Как и чем жил советский человек? Чем были обусловлены его безынициативность, неверие в свои силы и пассивность? Зиновьев не только рисует красочную картину жизни в застойные годы, но и предлагает варианты ее дальнейшего развития.
Повествование книги, действие которой проходит в советском обществе, словно является рецептом, «как оставаться святым в грешном производстве».

Это трагедия яркого, духовного, чистого, неиспорченного человека, вынужденного рядиться в одежды пьяницы, тунеядца, поэта, проповедника, – «верующего безбожника»

Герой провозглашает себя Богом. По сути, в психологическом плане, осознание человеком себя в качестве Бога означает высшую ступень его личностного самоутверждения.
Иван Лаптев – не Бог, который создает мир по своему подобию, а Бог, которому случилось жить в мире, не знающем никакого подобия. Он творит не мир, а самого себя.

В книге поднимаются ключевые вопросы современности: духовность, проблема веры, обмана, смерти и смысла жизни, а Голгофа становится символом пути того, кто способен верить и надеяться. Это тернистый путь из российской глубинки XX века – на Голгофу.

Путь на Голгофу становится привилегией для героя, который решил стать Богом. Но ему даже не дают взойти на свою Голгофу.

Роман «Иди на Голгофу» написан в классическом зиновьевском стиле: диалогами между действующими лицами, «Богом» — Лаптевым и его окружением: его Антиподом, его Богиней, административными чинами Энска, врагами и почитателями, и многочисленными его пациентами.

Один из влиятельных кардиналов Ватикана Джанфранко Равази, на Международной конференции-диалоге верующих и атеистов в Париже в 2011 году, ссылаясь на стихотворение Александра Зиновьева «Молитва верующего безбожника», заявил, что этическая позиция таких «безбожников» служит эталоном для поведения настоящих христиан. А известный православный миссионер о. Андрей Кураев назвал данное стихотворение «Евангелием для унылых».

«Иди на Голгофу» – это роман о том, как быть личностью и остаться духовно живым человеком. Как быть личностью, несмотря ни на что – несмотря на неверие в свои силы, пассивность, наличие зла в мире. Как быть ею среди мерзости бытия.

Роман «Иди на Голгофу» – это русский способ выхода из духовного тупика современной цивилизации, призванный заставить человека измениться, стать другим или просто задуматься.

Западная литература и кинематограф создали не мало произведений-философий, фильмов-катастроф, являющихся высказыванием о мире, о конце времён, о потере человеческого, о зле, лежащем в основании мира, которое заставляет героев попрощаться со всеми надеждами, начиная с надежды на возвращение старого доброго. В них тема личной смерти поднимается как проблема каждого человека. Крещендо смерти, как осознание неизбежности, которая усиливается с годами у каждого думающего человека, заставляет героев достойно подходить к трагическому концу через осознание настоящего смысла жизни, необходимости и потребности в истинной любви.
Главный герой романа Иван Лаптев хотел научить людей быть счастливыми, готов был ради них взойти на Голгофу. Но толпа не услышала, не поняла героя и не дала ему взойти на Голгофу. Его наказанием становится звенящее, полное – космическое одиночество.

«Человек всегда остается один, если вздумает стать Человеком»…