Евгения Кузнецова,
кандидат искусствоведения
Отзыв на балет «Крик»
Воскресный вечер 17 ноября на канале «Культура» завершился для меня неожиданным и обнадёживающим событием и тем художественным впечатлением, которое проникает не только в эмоциональную сферу, но и заставляет думать о бесконечных возможностях искусства в передаче всей сложности жизни и природы человека.
Конечно же, я имею в виду телевизионный спектакль-балет «Крик» по произведению А.А. Зиновьева «Иди на Голгофу», поставленный хореографом А. Меркурьевым в Академическом театре оперы и балета Республики Коми. Прежде всего, хотелось бы отметить умное и соответствующее мысли автора построение сценария Полиной Александровной Зиновьевой. Это обращение в первую очередь к философской насыщенности текста и мысли о сложности смысловой природы человека. И утверждение, что подобной высоте и предельного обобщения мысли может соответствовать только музыка и жест, движение человеческого тела в пространстве.
Хореографический язык в этом спектакле, включающий в себя и классику, и современное движение, показался мне наиболее соответствующим духу и Заботе (термин М. Хайдеггера) А.А Зиновьева. Всё это вместе передаёт ощущение полноты и глубины художественного высказывания Театра и хореографа. Музыка, Жест и Движение сами по себе могут быть наиболее адекватным переводом очень глубокой и очень оригинальной мысли А. Зиновьева на язык сцены. Они могут быть так же метафизичны, как и свободная мысль философа.
Хорошим дополнением ко всему этому становится работа художника по костюмам известного модельера Игоря Чапурина. Он создаёт костюмы к спектаклю с пониманием философской глубины текста Автора и обращает свою образность в костюме к первоистоку мысли.
В последнее время проблема текста, нового языка и нового мышления на общем пространстве театра становится практически непреодолимой. Спектакль-балет «Крик» стал для меня тем событием, которое несёт с собой надежду на то, что глубина и содержательность ещё возможны на театре и связаны они, прежде всего, с Музыкой и Движением в пространстве на основе глубокой содержательной Мысли.