17 ноября 2024 года на телеканале “Россия-Культура” состоялась долгожданная телевизионная премьера балета “КРИК”, ставшего легендой, по роману “Иди на Голгофу” великого русского мыслителя Александра Зиновьева в хореографии звезды мирового балета Андрея Меркурьева.
Напомним, российская премьера балета «Крик» по роману «Иди на Голгофу» состоялась при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и была приурочена к 100-летию писателя и философа Александра Зиновьева. Показ прошел в октябре 2023 года на сцене Академического театра оперы и балета Республики Коми. В рамках проекта состоялась творческая встреча с вдовой известного писателя, президентом Биографического института Александра Зиновьева Ольгой Зиновьевой. Постановку осуществил международный творческий коллектив, а хореографом-постановщиком выступил заслуженный артист России и Республики Северная Осетия-Алания Андрей Меркурьев.
Спектакль уже был показан на сцене Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, Государственного академического театра имени Моссовета, Российского государственного академического театра драмы имени Федора Волкова, Концертно-выставочного центра «Губернский», Национального драматического театра России (Александринского театра). «Крик» – участник ХХVIII Международного балетного фестиваля (г. Чебоксары) и XXXIV международного фестиваля оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» в Республике Коми.
«Благодаря поддержке федерального телеканала «Россия-Культура» балет «Крик» станет открытием для еще большего количества зрителей. Уверена, что эта знаковая постановка подарит яркие впечатления ценителям балетного искусства по всей России», – прокомментировала событие министр культуры региона Гульнара Идрисова.
Запись «Крика» телеканалом «Россия-Культура» осуществлена в сентябре 2024 года в Московском академическом музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Главные партии исполнили премьер и ведущая солистка Академического театра оперы и балета Республики Коми Роман Миронов и Анастасия Лебедик.
Поддержка культурных проектов Президентским фондом культурных инициатив отвечает целям и задачам национального проекта «Культура».
Официальный буклет постановки в России балета «КРИК»
Краткое содержание (либретто)
Увертюра
Рассказчик начинает свою историю. Первая встреча с той, которая изменит его жизнь. Именно с этой встречи начался поиск и возникли сомнения. Мужское, женское – в герое пробуждаются чувства, которые ОН не испытывал ранее. Куда эти чувства его приведут, рассказчик повествует нам далее.
Рассвет
Город просыпается. Кто-то выходит на утреннюю зарядку, а кто-то пробуждается ото сна, прямо лежа на детской площадке. Наш герой поражает своей непохожестью на других. Его тонкая духовная организация, восприятие мира, идеи и мечты никак не совпадают с образом жизни жителей города, его бесшабашными друзьями – даже они высмеивают его.
ОН не вписывается в обычный уклад жизни горожан. В тот момент, когда его друзья развлекаются с девушками и смеются над нашим героем, ОН все больше уходит в себя, пытаясь защитить свою душу, сохранить в себе ЧЕЛОВЕКА.
Погружаясь в свои мысли, ОН отключается от внешнего мира. Но появление той, которую ОН называет БОГИНЯ, помогает уйти от грустных размышлений. Она уводит нашего героя в мысли о прекрасном будущем, будущем, которое ОН видит только рядом с ней.
ОН и АНТИПОД
ОН начинает вести диалог со своим внутренним Я, со своим АНТИПОДОМ, надеясь найти гармонию и договориться с самим собой, со своей совестью. Но и с АНТИПОДОМ ОН не находит понимания. ОН пугается этого диалога.
Двое неугомонных друзей прерывают его мысли и предлагают присоединится к их веселью. Появляется та, которую ОН боготворит. Она совсем другая, и это пугает нашего героя. Она уходит с другими, выбирая более простые пути. ОН понимает, что ОНА разрушила его идеал…
ОН остается вновь один, погруженный в свои переживания.
БОГИНЯ и ОН
Это плод его воображения или реальность? Но сейчас они вместе – светлые и влюбленные.
Когда мы встречаем сильные чувства, мы одновременно боимся их потерять и задумываемся – зачем нам это? Страх не дает нам сделать следующий шаг. В итоге мы теряем самое дорогое – то, чем могли бы жить дальше.
Возникающий в его голове АНТИПОД выступает как олицетворение смятения и переживаний.
Наш герой понимает, что его жизнь – дорога одиночества, что даже АНТИПОД способен увести его надежду и мечту, его Богиню, за собой.
Одиночество сгущается вокруг него.
ОН в страхе
Нашему герою видится его БОГИНЯ с АНТИПОДОМ, их сцены «любви», то, как они смеются над ним.
Одинокий ОН бредет куда-то, пытаясь поговорить с АНТИПОДОМ, но встречает только непонимание. АНТИПОД дает понять нашему герою, что его время ушло, что теперь АНТИПОД занял его место. АНТИПОД вытесняет его из жизни.
Надежда
Всегда есть последняя надежда, что все изменится. Эту надежду олицетворяет дуэт Богини и нашего героя. Здесь мы слышим крик – крик души. Мы видим, что у всех есть душа и она светлая! Но часто мы продаем ее темным силам: любя – мы отрекаемся, обещаем быть верными – и предаем, обнимаем друг друга по ночам – и изменяем, потому что так проще в мире, полном искушений.
Осуждение. Нелюбовь. Презрение. Непонимание. Все это обрушивается на нашего героя. Люди смеются над ним, не желая слушать его речи о высоких идеях, идеалах, – ведь им и так хорошо. Они развлекаются и живут тем, что им привычно: танцы и оргии, беспечная жизнь, вино и табак…
Финал
Вся Жизнь за 3:31
Рождение, счастье, любовь, страх, непонимание, бессмысленная борьба, вакуум. Действительность, которая отторгает и уничтожает. Нет воздуха, нет сил бороться, нет причин жить дальше. Но…