В МИА “Россия сегодня” обсудили миссию государства бизнеса и общества в сфере культуры

ММПЦ МИА “Россия сегодня”, 3.09.2024

3 сентября 2024 года в пресс-центре Международной медиагруппы «Россия сегодня» при участии экспертов, общественности и представителей СМИ состоялся круглый стол на тему: «Культурное партнерство общества, государства и бизнеса на примере российской постановки балета “КРИК”».

Участники:
– супруга и хранитель творческого наследия, президент Биографического института Александра Зиновьева, сопредседатель Зиновьевского клуба Международной медиагруппы «Россия сегодня», почетный президент Международного общества «Россия – Германия» Ольга ЗИНОВЬЕВА;
– Министр культуры и архивного дела Республики Коми Гульнара ИДРИСОВА;
– заместитель Председателя Правления АКБ «ФОРА-БАНК» Елена ОЗДОЕВА;
– хореограф-постановщик балета «КРИК», главный балетмейстер Государственного академического театра оперы и балета Республики Коми, заслуженный артист Российской Федерации, заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания, лауреат «Золотой маски» Андрей МЕРКУРЬЕВ;
– доктор искусствоведения, г.н.с. кафедры кино и современного искусства факультета истории искусства РГГУ Ольга КАЛУГИНА;
– ведущая солистка Академического театра оперы и балета Республики Коми, лауреат театрального конкурса им С. Ермолина Анастасия ЛЕБЕДИК;
– ведущий солист балета Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, лауреат международных конкурсов Евгений ЖУКОВ;
– кандидат социологических наук, директор Московской школы конфликтологии Любовь ЦОЙ.

Модератор – вице-президент Биографического института Александра Зиновьева Алексей БЛИНОВ.

Были затронуты такие вопросы, как: Насколько взаимодействие общества, государства и бизнеса является существенным фактором культурного развития в России? Может ли их эпизодическое партнёрство повлиять на формирование культурных трендов и культурную стратегию? Могут ли сегодня частные меценаты влиять на культурное развитие в масштабе страны? Каков конкретный итог для бизнеса финансовой поддержки культуры: затраты или инвестиции? Какую ответственность на сотрудничество в сфере культуры накладывают требования сохранения и укрепления традиционных ценностей, какие возможности открывают? Каковы перспективы солидарной ответственности общества, государства и бизнеса за будущее российской культуры? Какими критериями должен обладать культурный проект, чтобы его поддержали государство и бизнес?

Место проведения: Москва, Зубовский бульвар, дом 4, ММПЦ «Россия сегодня» (Дальний зал).

 

ВИДЕОЗАПИСЬ КРУГЛОГО СТОЛА

СТЕНОГРАММА КРУГЛОГО СТОЛА НА ТЕМУ:

«Культурное партнерство общества, государства и бизнеса на примере российской постановки балета “КРИК”»

(Пресс-центр Международной медиагруппы «Россия сегодня», 3 сентября 2024 года)

  

А.С. Блинов (модератор): Добрый день! Приветствуем вас в Международной медиагруппе «Россия сегодня» на круглом столе, посвящённом достаточно актуальной теме: «Культурное партнёрство общества, государства и бизнеса на примере российской постановки балета “Крик”».

Разрешите представить сегодняшних многочисленных участников нашего круглого стола. Супруга-хранитель интеллектуального наследия, президент биографического института Александра Зиновьева, почётный президент Международного общества «России – Германия» Ольга Мироновна Зиновьева. Министр культуры и архивного дела Республики Коми Гульнара Ренатована Идрисова. Заместитель председателя правления Акционерного коммерческого банка «ФОРА-БАНК» Елена Темирхановна Оздоева. Хореограф-постановщик балета «Крик», главный балетмейстер Государственного академического театра оперы и балета Республики Коми, заслуженный артист Российской Федерации, заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания Андрей Николаевич Меркурьев. Ведущая солистка академического театра оперы и балета Республики Коми, лауреат театрального конкурса им.С.Ермолина Анастасия Валентиновна Лебедик. Ведущий солист балета Московского академического Музыкального театра К.С.Станиславского и Вл.Н.Немировича-Данченко, лауреат международного конкурса Евгений Олегович Жуков. Доктор искусствоведения, главный научный сотрудник кафедры кино и современного искусства, факультета истории и искусства РГГУ Ольга Вениаминовна Калугина. И у нас на первом ряду также сидит кандидат социологических наук, директор Московской школы конфликтологии, член Зиновьевского клуба Любовь Николаевна Цой.

Хотел бы объявить регламент нашего заседания. Выступление до 7 минут, реплики до 2 минут. Я бы хотел, с первым вопросом, к Ольге Мироновне Зиновьеву обратиться. Как вы оцениваете поддержку со стороны государства и бизнеса российской постановки «Балета Крик» по роману Александра Александровича Зиновьева «Иди на Голгофу» на фоне непростой обстановки в сфере культуры сейчас?

О.М. Зиновьева: Не будь этой поддержки, указанной вами, не будь этой поддержки, которую мы почувствовали во время подготовки нашей постановки, нашего балета, нашего блистательного балета «Крик», навряд ли бы мы сегодня могли быть в состоянии обсуждать вообще такую глобальную тему, которая называется культурное партнёрство общества, государства и бизнеса. Один элемент без другого немыслим, поскольку культура — это не та субстанция, которая просто повисает в воздухе, и каждый её берёт, хватает и поступает с нею, как хочет. Это наша общая, родовая, генетическая особенность, особенность русского мира — культура. Культура, которая нуждается в поддержке, культура, которая призывается обществом, ожидается обществом в своей реализации. Я надеюсь, что я немножко ответила на Ваш вопрос. И, Алексей Сергеевич, неплохо было бы Вас представить.

А.С. Блинов: Я являюсь вице-президентом биографического института Александра Зиноева. Для меня большая честь проводить сегодня мероприятие в этих стенах. Ольга Мироновна, в развитии тема действительно огромная, большая, и в этой связи всё-таки культура в России больше, чем культура, если применить парафраз. Какую ответственность на сферу культуры сегодня накладывают требования сохранения и укрепления традиционных культурных ценностей? Какие возможности открывают эти требования?

О.М. Зиновьева: Мы живём с ощущением этой ответственности, по-моему, со дня рождения. Культура — это то обстоятельство, это тот мир, это та планета, это тот космос, в котором мы живём, погружаемся в который буквально с пелёнок и до последних дней нашей жизни, до последних часов. представить себе наше общество без культуры. Легко, вернее, такое себе представить, глядя на то витейство и на вакханалию, которое сейчас происходит в просвещенном, в кавычках, мире, которым оказалось наплевать и на Чайковского, и на Бакста, и так далее, и так далее, и так далее. Люди, которые нищают оставляя себя, оставляя свой народ, свое общество без культуры, они обречены на пещерное одиночество. Я горжусь тем, что наша история, история моей страны, нашей страны, она всегда подвергалась всякого рода провокациям. Но крепость нашего духа, крепость нашего народа, крепость нашей культуры, образования, цивилизации заключается именно в том, что мы не мыслим себя без этой культуры. Ну вот не бывает такого, что «я очень образованный, а кто такой Евгений Онегин, понятия не имею», допустим. Я не могу себе представить человека, получившего среднее, высшее образование в нашей стране, кто не был бы в состоянии ответить на этот простой вопрос. Но одновременно могу только выразить беспокойство, которое, в общем, посещает нас время от времени, рассматривая какие-то сюжеты по интернету. Конечно, интернет — это не история о семи пядях, но, тем не менее, интернет перегружен информацией, какими-то опросами, социальными опросами. Останавливают барышню на улице и спрашивают, а кто такой Пушкин? Ой, это ресторан такой. Я не буду приводить, не буду множить эти примеры, потому что от них, конечно, душе становится тускло. Но ещё раз повторяю, есть государство, есть наше руководства, руководство нашей страны, есть наш президент, который своим Указом 809 расставил точки над «i». Нашему президенту не безразлично, на какие ценности ориентируется народ, руководимый им. Спасибо ему огромное, что на фоне всего того, что происходит на наших западных границах, он уделяет огромное внимание и любовь. Уверена в том, что мы ответим ему взаимностью. Вот это и есть, собственно, общественное участие, участие общества в проблемах нашей страны. Поддержка театров, поддержка выставочных залов, поддержка постановок, балетов и так далее, – это то, чем мы живем. Представьте себе вашу жизнь без похода в концертный зал, без похода в драматический театр, без музыки, без балета. А что это за жизнь? Это не жизнь, это какое-то, я вам скажу так, животное существование. И то, видите, коровы хорошо реагируют и дают больше молока, когда слушают музыку. Это коровы, а мы всё-таки «хомо сапиенсы», и меня это радует.

А.С. Блинов: Спасибо огромное! Хотелось бы ещё раз напомнить нашим зрителям, кто смотрит сейчас, что тема нашего круглого стола — это культурное партнёрство общества, государства и бизнеса на примере российской постановки балета «Крик». Почему именно «Крик»? Потому что «Крик» — это действительно уникальный проект, который инициировал Биографический институт Александра Зиновьева и Академический театр оперы и балета Республики Коми. И этот проект был поддержан Президентским фондом культурных инициатив. Действительно, это яркий масштабный проект, который показан уже во многих регионах – Москва, Санкт-Петербург, Кострома, Ярославль, и везде зрители не остаются равнодушными. Для нас большая радость, что сегодня наш круглый стол посетила Министр культуры и архивного дела Республики Коми. Собственно, того региона, где родилась российская постановка балета «Крик». Гульнара Ренатовна, по мнению ГТРК Республики Коми, я смотрел потрясающий репортаж, одной из самых впечатляющих реализаций гранта Президентского фонда культурных инициатив Республики Коми стала российская премьера балета «Крик» по роману русского писателя и философа Александра Зиновьева. Как вы лично оцениваете позитивный эффект от проекта в Республике? С вашей точки зрения, нужно ли привлекать предпринимательского сообщества для реализации проекта в сфере культуры?

Г.Р. Идрисова: Добрый день! Во-первых, хочу поблагодарить Ольгу Мироновну, хочу поблагодарить Елену Темирхановну за такую возможность высказаться на круглом столе, который поднимает очень важный и актуальный, на мой взгляд, вопрос. Это культурное партнёрство, о котором сегодня уже сказали. Общество, государство и бизнес. И я рада, что этот круглый стол сегодня о премьере российской постановки, которая в нашем Театре оперы и балета была осуществлена высоко профессиональной командой во главе с Андреем Николаевичем Меркурьевым. Я думаю, что они сегодня ещё об этом скажут. Как я оцениваю результат этого и для нашего региона? Во-первых, это уникальная возможность для зрителей нашего региона ещё раз совершенно по-новому взглянуть на творчество выдающегося философа Александра Александровича Зиновьева, потому что восприятие его романов, которые действительно поднимают очень важные и актуальные на сегодняшний день вопросы, вопросы суверенитета России, вопросы поиска себя, своего места в этой жизни, оно всегда остается актуальным и очень важным, потому что мы через, в данном случае, через потрясающий балет, через культуру, вновь подняли эти вопросы у всех зрителей, которые собрались. Конечно же, мы рады, что эта постановка, этот спектакль нашел такой широкий отклик вообще среди всех зрителей, и других регионов в том числе. Хочу отметить о том, что менее года этот спектакль живет, в нашем театре, но его только у нас в Сыктывкаре уже посмотрело более двух тысяч зрителей, то есть очень широкий отклик нашёл спектакль у зрителя. А в целом более четырёх тысяч зрителей уже посмотрели этот спектакль, для нас тоже это очень важно. Это в том числе и возможность рассказать о нашем театре, о том, какие у нас потрясающие коллективы и о том, как сегодня театр может действительно ставить очень интересные, очень значимые спектакли, и которые в душе каждого зрителя поднимают очень важные вопросы. Поэтому для нас, повторюсь ещё раз, очень важно. именно то, что эта премьера ставилась у нас. Благодарю. Я надеюсь, что этот спектакль будет ещё очень долго жить при поддержке наших партнёров, потому что сегодня, наверное, не стоит скрывать, что любой творческий проект, масштабный проект такой, как балет «Крик», он не может развиваться только при поддержке государственных вложений. Соответственно, именно партнёрские вложения в данном случае позволяют спектаклю развиваться и, я думаю, что ещё долгую творческую жизнь ему создадут. Благодарю.

А.С. Блинов: Спасибо. Ещё такой вопрос. Какие региональные проекты Вы ещё можете привести в Республике Коми в качестве примера эффективного партнёрства государства, бизнеса и общества? Интересны Ваши региональные истории.

Г.Р. Идрисова: У нас есть очень значимый, наверное, уже долгие годы существующий проект с ЛУКОЙЛом «Поддержка социальных и культурных проектов», где любая творческая инициатива, оформленная в виде проекта, находит свою поддержку финансовую, и впоследствии реализуется на различных площадках, даже в очень труднодоступных населённых пунктах. Есть такая возможность привлечь финансовые средства. Есть проекты, которые создаются сейчас Благотворительным фондом Владимира Потанина. Создан музейный проект, который тоже реализуется («Пишите письма. Сергей Довлатов»). Есть проекты, которые вместе с «Газпромом» и «Трансгазомом» реализуются на базе нашей галереи. Это выставочная площадка «Образ воина». Очень много проектов, где, в принципе, помимо каких-то творческих работ у нас также финансируется строительство объектов. Можно тоже об этом говорить. Было построено два социокультурных центра: один при поддержке РУСАЛа, другой при поддержке ЛУКОИЛа. То есть проектов очень много совместных. Партнерство очень длительное такое и действительно очень эффективное.

А.С. Блинов: Серьёзные такие экономические бренды с вами сотрудничают.

Г.Р. Идрисова: И мы очень рады, что мы теперь сотрудничаем с «ФОРА-БАНК»ом. Для нас это тоже крайне важно. Я надеюсь на то, что сотрудничество будет очень длительным и послужит для нашего балета большой такой площадкой.

А.С. Блинов: Спасибо большое. Я хотел бы сказать нашим зрителям, что ФОРА-БАНК стал генеральным партнёром единственного показа в Москве балета «Крик», который состоится 6 сентября этого года, на этой неделе, в Музыкальном театре К.С.Станиславского и Вл.Н.Немировича-Данченко. Поэтому все, кто может посетить этот замечательный балет, милости просим. Елена Темирхановна, известно в профессиональном сообществе, что «ФОРА-БАНК» занимается продвижением финансовой грамотности, имеется несколько программ, которые рассчитаны на массовую аудиторию. Вы и с риэлторами, большие массовые программы реализуете с широкими слоями финансово ориентированных специалистов. Почему банк обратился к культуре?

Е.Т. Оздоева: Это наши бизнес-программы, они как бы нам уже имманентны по самому, так сказать, нашему существу как кредитной организации. И даже финансовая грамотность, она тоже как-то перекликается с нашей профессиональной деятельностью. Культура — это иное. Мы не обратились сейчас, мы работаем в данном направлении достаточно давно. Для себя когда-то внутри, конечно, решение носило личностный характер. В нашем коллективе были и есть люди, которые увлечены тем или иным видом культуры, которые являются многолетними поклонниками. Естественно, оттуда и возникла идея. Сначала это в Перми. Мы давно и успешно сотрудничаем с Пермским академическим театром и с Пермским хореографическим училищем. Началось всё оттуда. Началось всё при посещении Пермского училища, когда мы познакомились с его работой, с его замечательными воспитанниками. И поскольку мы поддерживали дома-интернаты в Перми, родилась такая идея, чтобы в преддверии Нового года организовать спектакль. То есть детки из воспитанника хореографического училища будут танцевать, балет «Коппелия», по-моему. А мы привезем туда детей воспитанников детского дома-интерната, и они там пообедают, и самое главное, они пообщаются с детьми. И это имело действительно очень большой – не успех –  а это было очень трогательно и очень мило. И мы таким образом, шаг за шагом, понемножку… Я должна сказать, что всё это было очень посильно и для нас, для пермского нашего филиала. То есть это было достаточно давно, я уже год не упомню, 2017, наверное. Но шаг за шагом мы начали общаться, потом с театром. Но ещё раз я подчеркну, что, конечно, это носило некий личностный характер, потому что мы обожаем, любим, поддерживаем и много лет являемся ценителями такого вида замечательного искусства, как балет.

А.С. Блинов: Какие-то планы по развитию сотрудничества именно с балетным искусством у вас имеются?

Е.Т. Оздоева: В этом году, в конце года, в декабре, всех приглашаю в Пермь на постановку старейшего и знаменитейшего балета Делиба «Сильвия», который осуществляет Алексей Григорьевич Мирошниченко, руководитель пермского балета. Мы там участвуем в возможности этой постановки. Ну и у нас все планы все те же: пермские и хореографические. Ещё хочу подчеркнуть, что для нас очень важен принцип региональности. Во-первых, потому что в Москве, естественно, в Санкт-Петербурге знаменитые театры, они также нуждаются в поддержке бизнеса, я уверена. Но они её имеют, и достаточно, я думаю, так, судя по всему, в неплохих масштабах. А вот всё, что касается региональных сцен, то здесь я соглашусь с вами, что здесь, конечно, при всём, при том, что государство, я уверена, участвует, и оно не просто участвует – оно создаёт и материально-техническую базу, поддерживает коллективы и так далее, зарплаты. Мы можем расширять эти возможности и горизонты сотрудничества. Почему мы решили поучаствовать именно в показе? Балет уже состоялся. Балет «Крик» я сейчас уже имею в виду. Он состоялся давно, он успешен, он показывался на сценах. Но мы решили помочь показать его в Москве, потому что понимаем всю важность вот этого культурного обмена между регионами и столицами, и в том числе участие замечательных и региональных танцовщиков, и столичных солистов, такого прославленного театра, например, как Театр Станиславского, в совместной постановке, тем более что хореографом является Андрей Николаевич, кумир многих московских балетоманов. Вы, наверное, знаете, что балетная публика очень яростная в своей любви. Любить балет нельзя один раз. Посмотреть и сказать, как мне понравилось, и уйти. Либо ты это любишь, потому что ты чувствуешь тебе Богом дано, либо ты действительно побывал, я был. Театр красивый, люстра висит. Но это тоже есть. Я вот хочу специально подчеркнуть, что я, например, когда посещаю часто разные театры, когда еду в командировки, а у нас много подразделений, я была в командировках, если есть оперный театр и балеты, я обязательно туда пойду и должна сказать, что Москва, Петербург, Пермь, ну самые такие. Вот плюс-минус кто пришёл, одни и те же лица из года в год. Мы даже уже и здороваемся, как-то знаем друг друга визуально, может быть, не зная по имени. И я вижу, что эти люди, например, приходят в Большой через день, я встречаюсь в Станиславском, приезжаю в Петербург, и опять там эти люди. И эти люди не летают на личных самолётах, эти люди так любят этот вид искусства. И говоря о том, почему нам захотелось именно поучаствовать в показе, я хочу подчеркнуть, потому что мы хотим, чтобы московская публика увидела, чтобы Коми имела возможность привести этот спектакль и показать, а московская публика всё-таки имела возможность увидеть. Это тоже очень важно, знать, как живут и творят кумиры, но что они делают и чем живут региональные театры? Потому что постановки в региональных театрах, я вот сейчас, к сожалению, не могу сказать о Коми, но скажу о Перми, они ничуть не хуже, иногда интереснее, потому что они новые, потому что они нам незнакомы. Это и есть обогащение. То есть мы оказываем содействие не просто, Ольга Мироновна сказала, кто не знает Пушкина, он знает ресторан – это всё, там не надо. А вот для тех, кто любит, знает и хочет, вот для них, то есть для профессиональной среды и для истинных любителей. А всё, что касается молодёжи, да, тоже бы хотелось. Но это иные программы. Наверное, вот сейчас есть «Пушкинская карта», прекрасно работают здесь. Здесь тоже есть над чем подумать. Те же училища. Вот, например, в хореографическом училище мы помогали. Я надеюсь, будем помогать ещё. показываться в конкурсах. Сейчас их стало меньше, но тем не менее «Арабеск» был, конкурс Григоровича был в Сочи, там молодые таланты. То есть это вот мы помогали им выехать, мы помогали показать себя, выступить. Вот это важные вещи, на мой взгляд, очень.

А.С. Блинов: Спасибо большое. И ещё такой вопрос, можно сказать, исторический. Как Вы считаете, удалось современному бизнесу перехватить эту преемственность, заложенную нашими великими меценатами Бахрушиным, Мамонтовым, Третьяковым, Морозовым, которые действительно поддерживали театр, они их создавали, строили. Сегодня, как Вы видите роль бизнеса, возможности именно поддержки культурной?

Е.Т. Оздоева: Я знаю, что проекты существуют, и мои крупные коллеги, крупные банки, они, да, участвуют, и там масштаб участия иной гораздо больше, и большое спасибо им за это. Но так вот, на мой взгляд, я не очень это знаю глубоко, судить мне сложно профессионально, но на мой взгляд, нет, недостаточно пока. Можно было бы и больше. Но вы понимаете, сейчас бизнес тоже развивается. Есть спортивные различные программы, есть программы образовательные, есть программы просто поддержки малоимущих. То есть много всяких программ. К сожалению, наверное, культура там не на первом месте, не приоритетно. Опять же, я только свою точку зрения выражаю. Но мне кажется, сейчас, о чём уже говорили до меня, в условиях различных отмен, запретов, права отзываются, спектакли запрещаются. Мне кажется, что здесь бизнес наряду с государством, естественно, как раз и должен обратить внимание на формирование собственного направления современного искусства, если, например, говорить о балете балетного, потому что всем известен российский классический балет. Даже кто точно не знает, песню Визбора слушал: «мы впереди планеты всей». Современная российская постановка, наверное, ещё пока не столь значительно представлена, хотя есть постановщики. Мне кажется, Андрей Николаевич и коллеги знают лучше. Мне просто кажется, что мы больше сосредоточились на прошлом, на классических формах, потому что современные формы хореографические были прекрасно развиты за рубежом. Действительно, Андрей Николаевич танцевал много спектаклей, там был и Баланчин, и Форсайт, и Килиан, кого только не было, и звёзд, западных постановщиков, хореографов. Но сейчас, к сожалению, это стало невозможно по известным причинам, поэтому нам надо сосредоточиться на формировании вот этого собственного направления. Это на мой взгляд.

А.С. Блинов: Спасибо огромное. И вопрос к звезде, к Андрею Николаевичу Меркурьеву. Он действительно легендарный танцовщик. Многие лучшие сцены мира знают его работу. Андрей Николаевич, кто реально сегодня помогает мастерам культуры? Каковы перспективы солидарной ответственности общества, государства и бизнеса за будущее российской культуры? Если так серьёзно поговорить.

А.Н. Меркурьев: На самом деле сегодня сказано очень уже много хорошего, и, Елена Темирхановна, я вас поддерживаю, потому что действительно нельзя говорить о том, что культура остаётся без поддержки на сегодняшний день. Безусловно, культура очень сильно поддерживается, и хочу сразу сказать огромное спасибо Президентскому фонду культурных инициатив, который поддерживал не только наш проект, а поддерживает и другие проекты. И отдельное также спасибо Фонду Зиновьева, Ольге Мироновне в лице вас, что вы всё-таки спустя 10 лет, которые мы долго-долго шли к тому, чтобы балет «Крик» всё-таки вышел на российскую сцену, это свершилось благодаря вам, вашей инициативе и поддержке президентского фонда. Поэтому мне не хочется говорить о том, что культура как-то страдает. Безусловно, она ощущает на себе поддержку. И хочется сказать также, давайте не будем забывать действительно, что есть еще спорт, культура, кино. И понимаете, каждая сфера хочет… и, наверное, отстаивает свою точку зрения и хочет, чтобы их больше и больше поддерживали. Сегодня мы говорим за искусство, да, опять скажем, может быть, балет. И так как мы, например, являемся, как сказать, детищем балетного искусства, конечно, для нас очень важно, чтобы нас поддерживали и Министерство культуры Республики Коми, и Министерство культуры Российской Федерации, и все фонды, и все банки. Отдельное спасибо хочу сказать «ФОРА-БАНКУ», то, что сегодня вы с нами. Елена Темирхановна, в вашем лице, то, что вы действительно Академический театр Республики Коми перевезли в Москву, что мы не в ожидании следующего фестиваля московского, когда мы соберемся со многими театрами в один момент, а, как скажем так, единолично сами по себе приезжаем на гастроли, благодаря «ФОРА-БАНКУ», который нас поддержал. И показываем наш балет «Крик» всё-таки на столичной сцене Театра Станиславского и Немировича-Данченко. И наша позиция была, чтобы в спектакль вышли именно солисты того же театра, потому что всё-таки ребята нас поддержали, прекрасные артисты. Вот Евгений Жуков сидит рядом с нами. И, безусловно, у нас есть уже свой состав, который танцует, свои артисты. И мне лично приходилось выходить в спектакли. Сфера культуры, она, конечно, переживает сегодня переломный момент. Есть много вопросов. Мы все знаем, почему. Но сегодня, мне кажется, для нас, хореографов, наверное, есть какая-то возможность заявить о себе, потому что много лет в российской культуре было очень много приглашенных хореографов. И они были фантастические, гениальные, никто с этим не спорит, потому что это уже имена, которые просто не вычеркнуть. И мы ни в коем случае, какая бы ситуация ни была, мы не скажем, что Килиан – это не наш хореограф, Ноймайер – это не наш хореограф, – это наши хореографы. Мы выросли потому что на них. Да, они не живут в нашей стране, но это наши хореографы, потому что они занимаются той же культурой, которой занимаемся мы. И именно, например, на своем опыте я хочу сказать, что я вырос на наших хореографов, безусловно, но также и вырос на иностранных хореографах. И сегодня я рад за поколение хореографов, которые находятся в России, живут в России. Российские хореографы, молодые хореографы, которые пробивают себе дорогу, трудную дорогу, им приходится очень много доказывать, что они могут ставить, и за возможность, что сегодня они могут себя проявить. Вот здесь я хочу попросить, например, опять же и меценатов, и спонсоров и министерства культуры обратить больше на них внимания, потому что они, как никто, сегодня нуждаются в поддержке. И сейчас именно та платформа, чтобы вырастить сегодня новое поколение звезд-хореографов. Потому что мы очень долго зацикливались на маститых, известных хореографах, и пропагандировали их, и до сих пор пропагандируем. Давайте не будем забывать, что есть еще будущее, есть завтра. И мы должны это в завтра смотреть позитивно и с уверенностью, и сегодня дать молодым хореографам возможность ошибаться, делать, может быть, неудачные работы. Ведь через неудачные получаются удачные. Ведь и у великих хореографов, посмотрите, сколько работ было неудачных, закрытых. И остались самые гениальные спектакли, которые востребованы во всем мире, во всем. Что бы мне еще хотелось сказать. Был вопрос к Гульнаре Ренатовне, нашему министру культуры, как развивается культура в Коми. Очень много происходит в нашей республике. К сожалению, лично мне, так-так у меня очень много работы в театре, мне не удаётся всё увидеть и всё узнать. Но у нас есть сообщество культурных людей в Сыктывкаре, в Коми, где мы собираемся, где мы делимся тем, что происходит даже в нашей столице. И, конечно, я очень рад, что очень много делается в сфере культуры. Опять же хочу сказать, что хочется ещё большего. Ведь мы ненасытны. И ведь это не просто культура ненасытна. Любой каждый человек. Да, ему чуть-чуть, он захочет больше. Дашь ему больше, он захочет ещё больше. И вот это «больше» не кончается. Потому что-то «больше», которое кажется для тебя будет достаточно, которое тебе якобы дадут, завтра для тебя это уже будет мало. Ну, конечно, мы не должны останавливаться, мы должны идти тараном, выбивать, просить и творить. И опять же, во всём должно быть желание. Желание у министерства культуры, желание у спонсоров, поддержка, банков, потому что без желания с их стороны ничего не будет. Проси, не проси. Вот если у них будет желание именно в поддержке той или иной сферы культуры или спорта, кино, неважно, вот тогда будет всё-таки движение.

А.С. Блинов: Спасибо огромное. Действительно, здесь культура представляется как некий такой символ чистого источника духовного, к которому каждый должен прикоснуться и испить его. И этого источника должно хватить на всех, на каждого, может быть, гражданина нашей большой страны. Ольга Вениаминовна, Вы, как известный искусствовед, член многочисленных комиссий по монументальному искусству, в том числе, у Вас, конечно, огромный опыт в искусстве, и Вы видите эту большую картинку, что происходит вообще в российской культуре. Может партнёрство государства и бизнеса повлиять на формирование культурных трендов и культурную стратегию? Кто и что может спасти искусство, культуру от недофинансирования?

О.В. Калугина: На самом деле, мне хочется сказать, что без этого культура не может существовать. И вся история мировая это доказывает. Во-первых, государство очень нуждается в культуре. Культура — это инструмент воспроизводства ценностей для будущих поколений. И если государство не протранслирует эти ценности, то вырастет поколение, в котором будет глубоко безразлична судьба этого государства. Это совершенно очевидно. Кажется, что государство очень щедро вкладывается в культуру, которая ему не очень нужна. Это просто меценатско-благотворительные ходы. А на самом деле это вложение в своё будущее существование, это стопроцентно. И, конечно, культура в силу этого выполняет важнейшую функцию. Воспроизводство системы ценностей данной культуры национальной, воплощенной в государственной структуре, безусловно, должна быть поддержана государством. Что касается бизнеса. Но ведь бизнес тоже существует у нас не в безвоздушном пространстве. Крепкое государство дает бизнесу отличную платформу для развития. Без этой платформы для развития бизнес будет в таком состоянии, в каком у нас был в 90-е годы. Такой полубандитский уровень, где ты не можешь гарантировать даже следующего дня своего существования. Значит, бизнес тоже заинтересован, чтобы эти основы государства сохранялись, а сохраняет их культура. Они связаны органически, и они чрезвычайно нуждаются друг в друге. Если мы взглянем на историю, поскольку я выпускница из истфака, то мы увидим, что это было всегда. Это было, конечно, и в античности, потому что это было лицо города, полиса, оттуда родилась вся политическая культура. И без этого лица полиса, полис вообще выглядел жалко. Почему Афины бесконечно укоряли Спарту, в которой не было такого Акрополя. Правда, не будем говорить, на какие деньги был построен Акрополь, на деньги Пелопонесского союза. Но, Пелопонесский союз исчез, а Акрополь остался. И мы эти ценности, которые лежат в основе всей европейской культуры, когда в центре внимания стоит человек, не в взаимоотношении с Богом, с потусторонними силами, а именно человек, это довольно долгое время, тысячелетиями, было основой европейской культуры. Если мы возьмём Средние века, церковь была государственной, и, естественно, это было слитное совершенно пространство. Без этого союза быть ничего не могло. Для Европы это был особый момент, потому что католицизм был единственной связующей силой в этом лоскутном одеяле культур, языков и там неизвестно чего. В России, слава Богу, наследница Византии, это было гораздо более стабильно и цельно. Но самое главное, конечно, то, что мы наблюдаем в Новое время, когда идёт эмансипация бизнеса от государства. Церковь с государством уже находится не в тех взаимоотношениях. Но сила, которая здесь присутствовала, она у нас существовала. Это были наши староверы. Надо сказать, что сейчас эта тема поднимается с большим трудом, но поднимается. Даже я проводила некоторые исследования, связанные с тем, что легко понять, что никакого Серебряного века без поддержки старообрядцев просто никогда бы не существовало. Потому что издательская деятельность, Первый реставрационный институт, коллекционирование подлинных икон, коллекционирование старых книг, контроль за памятниками до Никоновской эпохи архитектурными – это всё осуществляли они. И надо сказать, люди в Москве, особенно это выражено, были вовлечены в этот круг. Проще говоря, например, в Москве нельзя было открыть бизнес, не породнившись со староверами. То есть ты, как Третьяков или Мамонтов, мог не быть старовером, но только после того, как ты вступал с ними в неформальные отношения, всё, вопрос был решён. Мы знаем, какую роль они в этом вопросе сыграли. Итак, поддерживалось ли это государством? Мы знаем, как государство к ним относилось. Тем не менее, давайте взглянем трезво на вещи. Монументальные памятники без участия августейшей фамилии не могут существовать. Крупные архитектурные проекты также, потому что это либо вложения государства, либо людей, касающихся власти, то есть включенных в государственную структуру. И самый потрясающий пример — это, конечно, советское государство. Потому что как крупные философы, в том числе Вадим Михайлович Межуев, оценивали проект Ленина, как последний грандиозный просветительский проект, который поставил задачу поднять государство через культуру. И эффективности этого проекта изумляются до сих пор. Мы все знаем ликвидацию безграмотности, бесплатное образование и так далее, финансирование, особое внимание к науке. И еще один очень важный поворотный момент, роль государства в этом вопросе, это приход фашистов к власти. Но это для нас сейчас очень актуально ввиду нашей военной ситуации. Пошла инициатива снизу. Сотрудники, рядовые сотрудники ЦК обратились вверх с предложением восстановить исторические факультеты в крупнейших университетах, потому что с момента революции там всеобщая история была отдельно и общеполитические науки отдельно. Это нашло поддержку наверху. Были восстановлены исторические факультеты в крупнейших университетах, потом по всей стране. Были заказаны учебники истории СССР с древнейших времён, до наших дней. Все знают эту формулировку. Мы превратились в континуум нашей культуры. Была смена парадигм развития государства с интернационально обезличенной с точки зрения конкретной культуры к подъему нашей конкретной культуры, осознания своих корней, своих баз. И вот тогда были заказаны все фильмы, которые нам с вами известны. Там «Суворов», «Минин и Пожарский», но его не показывают, потому что там заключительные титры соответствуют реальной истории. Там написано, что поляков выгнали 7 ноября из Кремля, а не 4-го. Там забыли три дня прибавить. Все эти прекрасные «Александр Невский», были заказаны драматические произведения. Вы знаете, за восемь лет мы вырастили патриота, который осознавал, что он не просто идёт за абстрактную идею воевать, а он идёт воевать за сохранение той бесценной культуры, наследником которой он является. И благодаря этому мы выиграли войну. К 41-му году люди с таким сознанием уже составляли большинство в нашей стране. Вот вам ответ на вопрос, влияет ли культура на государство, влияет ли государство на культуру. Они необходимы друг другу. А теперь, когда у нас существует мощный бизнес, конечно, он должен осознавать, и эту идею надо нести в круге бизнеса, что без этого, без поддержки культуры, у него очень сомнительные перспективы в развитии на почве России. Вы понимаете? Когда-то после смерти своего супруга Морозова, Маргариты Кирилловны Морозова, она не происходила из староверческой семьи, но как только она вышла замуж за старовера, она сразу приняла всю систему этих ценностей. Она осуществляла колоссальные благотворительные проекты. И однажды представитель августейшего семейства при открытии огромного госпиталя, который она финансировала, подошел к ней и сказал, Маргарита, а вам вообще зачем это нужно? Она ответила потрясающе. Мы, русские купцы, умеем желать невозможного. Вот как только бизнес захочет невозможного, он, во-первых, останется в истории, он, во-вторых, действительно будет работать на будущее, между прочим, своих детей, потому что IT-технологии не воспитывают патриота. Патриота воспитывает только знание и любовь к своей культуре. Это наша с вами задача. Кроме того, почему так процветал классический балет? Давайте подумаем. А вот по этой самой причине, что нам надо было обратиться к своим корням, к Вагановской школе, которая соединила итальянскую технику ног с русской техникой рук и породила совершенно уникальное явление, потому что нам нужно было закрепить эту историческую программу. Но Россия — родина авангарда, который шагнул за горизонт, который сделал открытие в области дизайна и культуры такого масштаба, которыми кормятся все до сих пор, и никто даже близко не может подойти. Когда я своим студентам-архитекторам показываю проекты Черняхова 20-х годов, они понимают, что все эти Фостеры и прочие товарищи просто нервно отдыхают. Это был полёт мысли бесконечный. Но здесь есть определённый момент, когда не знаешь, и не надо тебе знать, из чего строить, где строить, на какие деньги строить. Твой творческий полёт безграничен. Но реально строить стали возможны такие вещи сейчас. То есть работа на опережение – это свойство русской научной школы, в отличие от европейской, которая никогда не приветствовала каких-то перспективных проектов, гипотез. Это было, собственно говоря, запрещено католицизмом. Ограничены практические применения. Пожалуйста, вот эти всякие фантазии оставьте. У нас никто этих фантазий не ограничивал. Пожалуйста, фантазируйте. Благодаря этому такие колоссальные прорывы. Мы должны соединить Россию, слишком огромная страна, чтобы она могла базироваться только на академическом, только на народном, только на каком-то региональном. Она грандиозна, она вмещает в себя всё, и авангард, и классику, и народные мотивы. Не забудем, что такое первый концерт Чайковского — это мотив народной песни украинской. Вот если мы вместе с вами сможем донести до бизнеса и государства понимание того, что они самым острым образом нуждаются в развитии и поддержании культуры, всё, Победа будет за нами. Прекратится вот этот шабаш телевизионный, пойдут нормальные эстетические вложения, и балет бесконечно важен, во-первых, потому что русский человек необыкновенно одарён в области пластики. Феноменально. Вы за какой народ не возьмите. Мне тут прислали один танец каких-то Гаучо. Посмотри, какая прелесть. Я посмотрела. Тут же нашла постановку на эту же тему у Моисеева, послала и сказала, что наша лучше. Мне говорят, что наша лучше. И вы понимаете, это глубинное выражение нашего духа. Мы прошли очень большой генетический отбор, чтобы выживать в условиях, в которых никакой другой народ жить не может. В Сыктывкаре была. Я его люблю. Там была жюри на конкурсе скульптурном, поразили меня ваши французские фамилии, глубоко тронули их происхождение, которое после пленных французов осталось. Там у меня ученица работает, художница. Люблю ваш город. И я хочу сказать, Россия огромна. Мы должны её охватить, мы должны ей дать всё, от самых, может быть, архаичных основ нашей культуры, потому что они лежат в фундаменте, до самых высоких, сложных, экспериментальных. Тогда мы будем развиваться, потому что западная европейская культура, она зашла в тупик. Она вышла из-за сферы культуры, которая есть, и они прославляли это 500 лет, достояние индивидуальности, а потом уже индивидуализма. А массовая культура — это достояние моды, это прямо противоположное явление, они поставили точку в своем развитии в этом смысле. А мы точек ставить не будем, мы будем развиваться. Инициативы должны доносить до государства, что это не просто благотворительность, это великое вложение в его будущее, и тогда культура заговорит на таком достойном языке.

А.С. Блинов:  Спасибо огромное за ваше фундаментальное выступление. Это, по сути, дорожная карта национализации российского бизнеса. То есть то, что мы сейчас услышали, действительно в этой ситуации культура выступает как условие победы, неважно в чём. Это будет бесконечная победа России во всех сферах, потому что в основе всего лежит культура. Спасибо вам большое. Я хотел бы обратиться к удивительному артисту, это Анастасия Валентина Лебедик, которая создала невероятные образы в рамках этого проекта. Это абсолютно новый образ женщины, образ героини в различных ипостасях, и та красота на сцене, которую мы все наблюдаем, мы отдаем все дань уважения, восхищения вам, вашей работе. В связи с нашим круглым столом хотелось бы спросить у вас, какие новые профессиональные горизонты открыла перед вами российская постановка балета «Крик» и что для вас это, в первую очередь?

А.В. Лебедик: Спасибо всем, ещё раз здравствуйте. Я очень рада быть сегодня здесь и отвечаю на вопрос. Для каждого артиста очень важно иметь возможность постоянно развиваться, учиться, открывать новые грани своей личности, своих творческих способностей. И благодаря балету «Крик» Мы начинаем выходить на лучшие сцены в нашей стране, в лучших театрах мы выступаем, ездим, гастролируем по разным городам, и это позволяет заводить нам новые знакомства с разными артистами, именитыми артистами, делиться опытом с ними мнениями, какой-то информацией. Для нас это очень важно. И в конце прошлого сезона, после всех вообще гастролей, я настолько логично и сильно для себя выстроила понимание этой роли, этот драматический посыл своей героини, что является как раз-таки частью частого показа спектаклей. И этот глубокий внутренний анализ, попытки постоянно каждый спектакль привносить что-то новое. Это главное для артиста ездить и как можно чаще выступать, тем самым получая опыт и тем самым изменяя свои ощущения на сцене. Для меня огромной радостью и счастьем стала возможность поработать с прекрасными людьми, партнёрами, профессионалами своего дела, ребятами из театра Станиславского и Немировича Данченко – Евгением Жуковым и Александром Селезневым. Для каждой балерины это такой пунктик, чтобы в багаже был опыт работы с разными партнёрами. Потому что учиться именно у мужской части какого-то опыта намного даже бывает интереснее, чем как мы делимся с девушками каким-то опытом. Он мне помогает в творческом плане, в отношении профессии и, возможно, даже в жизни. И для меня ещё открылось понимание свободы. Этот балет, пойду с другого, не в каждой классической постановке, соблюдая каноны, можно сохранить свободу. И не в каждой современной постановке, наблюдая свободу действий, можно сохранить какие-то классические формы и правила. И я считаю, что этот спектакль не уходит ни в одну из этих крайностей. Это как золотая середина. Вот я нахожусь в этой золотой середине между этими двумя крайностями, и это то, что я чувствую в этом спектакле. И мне кажется, это то, что не будет терять свои актуальности и жить всегда. Спасибо.

А.С. Блинов: Спасибо большое. Известно, что вы поработали, вам удалось в вашей карьере поработать и за рубежом. Сегодня в мире российская культура столкнулась с таким феноменом, как «культура отмены», феномен отмены российской культуры. Как с точки зрения вашего опыта зарубежной работы, вообще можно ли отменить русскую культуру, вообще, что это такое?

А.В. Лебедик: Мне кажется, что понятие «отмена культуры» — это ещё один повод поговорить о русской культуре, о её значимости, о её ценностях, её масштабе. И это как поделить людей на две категории — завистливых людей и независтливых. И вот завистливые люди определили для себя такое понятие. За счёт этого понятия они защищают его смыслы, они за счёт этого понятия самоутверждаются. Российская культура — это огромный пласт мировой культуры. Поэтому стремиться переписать историю и изменить прошлое невозможно.

А.С. Блинов: Спасибо огромное. Русскую культуру отменить невозможно. Действительно, это интересная мысль, что каждому, кто заявляет об отмене русской культуры можено сказать: ну, давайте поговорим о русской культуре. То есть здесь он, по сути, ее удваивает, удесятеряет и в геометрической прогрессии увеличивает интерес к ней. Наши следующие выступающие это Евгений Олегович, звезда балета Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко. Это действительно создатель яркого образа героя, причем в балете «Крик» герой просто называется Он. То, что удалось создать хореографически Андрею Меркурьеву, действительно философский балет. И этот балет обо всём. Он о нашей современной жизни, об истории нашей страны, о жизни каждого конкретного человека. То есть каждый может найти в этом балете ответы на свои собственные вопросы. Очень ярко «Российская газета» назвала балет «Крик» — «танцы сверхчеловека». Я хотел бы первый вопрос у Евгения Олеговича Жукова спросить: сложно танцевать сверхчеловека?

Е.О. Жуков: Здравствуйте ещё раз. А я сверхчеловек?

А.С. Блинов: Это «Российская газета» так называла: «танцы сверхчеловека».

Е.О. Жуков: Я не задумываюсь о том, какой я на сцене. Но раз получается такой результат, и раз я могу пройти эти тернии, значит, у меня есть какая-то сила сверхчеловека, наверное, не знаю.

А.С. Блинов: Прекрасно. Тема сегодняшнего круглого стола — взаимодействие государства, общества и культуры. И в этой ситуации хотелось бы вас спросить, как артиста, насколько для вас взаимодействие общества, государства и бизнеса представляет существенный фактор культурного развития в России на современном этапе?

Е.О. Жуков: Хочу заметить до этого, как уже говорили, зритель постоянно везде почти один и тот же. И мы знаем, что балет — это элитарное искусство, оно сложное искусство, оно не массовое, его очень сложно понять. Как раз взаимодействие всех трёх этих составляющих, это как раз является основой устойчивого развития культуры. И на первый взгляд может показаться, что это совершенно разные составляющие, но это равноценно важные силы в развитии культуры, потому что государство, оно даёт основу. Как мы уже тоже говорили об условиях, бизнес предоставляет ресурсы, какие-нибудь подходы новые, а общество распространяет, принимает и заражает всех остальных. Поэтому я считаю, что без трёх этих составляющих взаимодействие невозможно в таком масштабе.

А.С. Блинов: Спасибо большое. Хотелось бы обратиться к еще одному участнику круглого стола, это директор Московской школы конфликтологии, известный социолог, это, по сути, главный конфликтолог Российской Федерации, наша уважаемая Любовь Николаевна Цой. Любовь Николаевна, нет ли противоречия в том, что, по сути, бизнес, деятельность которого направлена на создание добавленной стоимости и извлечение прибыли, выполняет в какой-то степени функции государства, заботиться об общественном благе? Должен ли бизнес быть активным участником культурных отношений? Не будет ли подменять бизнес собой государство в такой ситуации?

Л.Н. Цой: Когда я готовилась к круглому столу я опросила около десяти человек, задав им вопрос, что они знают о культурном партнерстве. Почти никто не знает о культурном партнёрстве. Конечно, эта выборка тут не может быть репрезентативной, понятно. Но у меня ещё другой вопрос. А существует уже факт постановки балета «Крик», который уже в информационном пространстве показал наличие этого партнёрства. И вот это отношение общественного массового сознания к тому, что происходит в культуре, на мой взгляд, требуется изучение социологов. Надо сказать, что мы имеем дело с таким феноменом, который отмечал Зиновьев Александр Александрович. Он видел в некоторых событиях тенденции и ростки будущего. Большинство исследователей не видело, а он видел. Потому что это был действительно гениальный философ, логик, социолог. Я хочу сказать, что можно увидеть в этом феномене, как появление балета «Крик». Первое, этот балет, инициатива, пришла в деятельностном плане из регионов, не из центра. Из центра появилась Ольга Мироновна, носитель ценностей, можно сказать, выполняющая миссию воспроизводства и трансляции культуры мышления Зиновьева. Кстати, в прошлом году был форум, культурный форум в Питере. И вот на нём большинство предпринимателей и бизнеса всё-таки пришли к выводу о том, что существенным фактором культурного развития России являются инвестиции бизнеса в культуру. Именно так высоко понимали свою миссию предприниматели России, фамилии которых здесь уже звучали, потому что именно они способствовали вот этому культурному наследию, сохранению культурного наследия, с которым мы сегодня имеем дело. То, что сегодня поддержка балета, за это взялся крупный бизнес, банки, но все-таки это институциональный бизнес. Это говорит о том, что все-таки не то, что институты готовы, а то, что люди, которые попали в эти институты, люди, проявляют свою инициативу. В этом плане это еще не есть тенденция. Это значит, нам необходимо в бизнесе формировать таких людей, которые понимали бы значение культуры в развитии их бизнеса, потому что бизнес, если он не одухотворён, то он примитивный, прибыль на первом месте. Я бы хотела отнестись, всё-таки я услышала со стороны рассуждения Меркурьева. Он говорит, что дайте право нам на ошибку. Мы же творческие люди. Без ошибок культура не раздвигает границы. И где эти ошибки? И насколько это может стать ошибками? На мой взгляд, творческие люди не могут ошибаться. Ошибки может выявить только независимый исследователь, исторически и логически погружённый в культуру государства. То есть сам творец ошибок не видит. И тогда должен появиться такой как Зиновьев, который уже 30 лет назад обнаружил ошибку всех ученых, философов в России, которые не обнаружили за глобализацией тех проблем, которые сегодня проявились. Поэтому, когда мы говорим о культуре, мы говорим о поле борьбы, причём борьбы за будущее. Вот культура — это борьба за будущее. И воспроизводство, и трансляция культуры требует уже не творца, а требует механизма, институции, в котором это стало возможно, потому что творец творит. А тот, кто подхватит, тот, кто откликнется — это же целый механизм, который невозможно оторвать. Здесь ещё прозвучал интересный вопрос Блинова о сверхчеловеке, который воплощается на сцене. Мне кажется, тут мы забываем одну важную вещь. Это конфликт между концепциями о человеке. Есть концепция сверхчеловека Ницше, и концепция всеобщего человека Достоевского. Мне кажется, концепция Достоевского больше в театре, нежели концепция Ницше. Поэтому будем осторожны в интерпретациях, конфликт интерпретаций очень важен в культуре. Ну и последнее. Последнее заключается в том, что России необходимо культурное партнёрство и пространство, в котором о том, что мы сегодня говорим на круглом столе, стало бы достоянием каждого человека, который прикасается к бизнесу и который заботится о будущем.

А.С. Блинов: Спасибо огромное. В чём для вас главный конфликт в балете «Крик»? Вы были в числе зрителей, кстати, в Александринском театре, где прошли замечательные гастроли.

Л.Н. Цой: Я специально поехала в Питер, потому что в Москве не успела посмотреть.

А.С. Блинов: Как вы для себя сформулировали главный конфликт в балете «Крик»?

Л.Н. Цой: Я вошла в театр, уже чуть-чуть настроена, познакомившись с текстом, и я вышла из театра. И я почувствовала разницу, как я вошла и вышла. И у меня родилось некоторое смятение. Казалось бы, ну, знаю уже хорошо этот сюжет. Меня поразило, как язык тела может дойти до самых глубинных бессознательных вещей, влияние на человека любого, с любой подготовкой. Я разговаривала со многими, кто посетил, с разными людьми, и у всех такое же впечатление. То есть получается, что если мы хотим, чтобы у людей произошло какое-то просветление лучшего языка, чем язык балета, я не нахожу, и музыки, воздействия, и балет. Потому что красота тела и пластичность тела, русского тела, я бы так сказала, не по национально-этническому признаку, а по духу, по культурному коду, проявляется именно на острие, когда тело кричит. Оно так кричит, что все в зале воспринимают это как какую-то мистерию. Поэтому для меня главный конфликт — это может ли человек измениться без воздействия словесного.

А.С. Блинов: Спасибо большое. Да, действительно, очень интересные мысли. И про конфликт между человеком Ницше и Достоевского мне тоже ближе концепция, что называется, Достоевского и главного героя балета «Крик» – Алексея, Дмитрия и Ивана Карамазовых в одном лице. И поэтому страсти, которые его раздирают, они здесь как раз носят эпохальный характер. И эта страсть, это такой бесконечный внутренний парламент, которые этого человека, эту личность раздирают на части. И в романе Александра Зиновьева «Иди на Голгофу», это многочисленные критики отмечают, что действительно это всё в одном человеке уживается. Мы движемся дальше, и хотелось бы задать ряд вопросов в связи с этим. Вопросы к Ольге Мироновне Зиновьевой появились. Ольга Мироновна, помимо балета «Крик», вы стали инициатором и поддержали другой проект, который тоже можно назвать примером государственного, общественного и предпринимательского партнёрства. Это музыкально-просветительский проект «Рождённые Россией». Автор которого – Евгения Кривицкая, она должна сегодня была у нас быть, но, у неё командировка в Иркутск. Как вы оцениваете ещё этот проект с точки зрения возможности реализации такого сотрудничества?

О.М. Зиновьева: Хороший вопрос, спасибо большое, Алексей. Состоялось невозможное, состоялся блистательный, всеохватывающий проект, который разбудил такой энтузиазм не в прессе, разумеется, только, а среди людей, которые приходили, принимали участие, смотрели, удивлялись вместе с детьми, со взрослыми, с маленькими, впитывали в себя вот эту культуру, рождённую Россией. Это проект, принёсший на сцену историю нашей страны в отдельных лицах, в отдельных эпизодах. И всё это сопровождалось гигантской, красивой музыкой, которая… Вы знаете, это всё наше. Мусорский — наше, Чайковский — наше, Танеев — наше. Но что перечислять? Мы всё это хорошо знаем. Но это было так здорово, так убедительно упаковано в этот проект, люди не расходились. Я помню сильнейшее впечатление от Рязанской площадки, где был воспроизведён этот проект. На фоне богатейшей, красивейшей нашей русской природы, когда выходишь за пределы Кремля, и ты видишь вот этот простор, и ты действительно буквально физически понимаешь, за что нас ненавидят во всем остальном мире. Именно за нашу ширь, за наше богатство, за нашу глубину, за нашу яркость, за нашу беспредельность. И вот на фоне всего этого звучит фантастическая музыка. То есть образы, созданные подаренные нам этим проектом – это нечто запоминающееся, и я знаю, что у него тоже будет продолжение. Я наблюдала людей, вход был свободный. Вы знаете, суббота, у кого-то есть какие-то огороды, какие-то свои собственные личные дела. Народ шел с колясками, без колясок, дети большие, дети маленькие, влюбленные юноши и барышни, и девочки, и все. И вот они заполняли эту огромную площадку на территории Кремля, и никто не уходил, никто не уходил, никто не смотрел в телефоны, пусть они работают, никто не шуршал конфетками. Все были втянуты, потрясены, поглощены действом, но как будто бы люди не знали нашу историю. Нет, они её знали. Но когда она преподносится вот таким вот сказочным, красивым, убедительным, ярким образом… Я смотрела реакции людей, это же самое интересное. Вы знаете, вот так вот спина выпрямлялась. Люди чувствовали себя приобщенными к этой огромной культуре. Это мой короткий ответ, и я хочу позволить себе продолжение. Андрей, я поражаюсь вашему мужеству, вашей верности, вашей последовательности в отношении к балету, который собственно состоялся. Когда вы услышали меня, когда вы прочитали Александра Александровича, вы прониклись пронзительной темой человека, человека с большой буквы. Не обязательно сверхчеловека, но человека, который погружен во все проблемы, свойственные, может быть, каждому из нас, а может быть, не каждому. Вы почувствовали вот эту самую главную нервную ткань переживания человека одаренного, человека яркого, погруженного в беспокойство о мире, в котором он живет. Передать языком балета те страсти, сонм страстей, который выразил Зиновьев в его книге, очень непростой книге, для него очень знаковой, для нас очень знаковой книге «Иди на Голгофу», то, что вам удалось перевести на язык балета при участии блистательного ансамбля что в Одессе, что в Сыктывкаре и в дальнейших гастролях, вы знаете, это подвиг, Андрей. Это подвиг смелого человека. Человек, который сопротивлялся немного в начале, не видя возможностей, не видя повода для того, чтобы проявить себя в качестве постановщика, хореографа и так далее. Мы верили в вас, Андрей. Мы верили в вас с той самой первой минуты, когда мы с вами познакомились с Алексеем. Вам дано от природы, вам дано от вашего развития, вам дано от вашей внутренней культуры то, что и позволило мне поверить в вас и заставить вас поверить самого в себя. Андрей, я благодарю вас за уже юбилейное служение этому образу, образу этого человека, образу того, кто пошёл на Голгофу, кто взошёл на Голгофу. Я думаю, что, я уверена, вернее, что у нас с вами очень перспективное развитие дальнейших проектов, где слово, дух, присутствие, жест, движение и нерв Меркурьева будет означать качество, большое качество. Андрей, благодарю еще раз. И хочу добавить ещё следующее. Все эти проекты, все роскошные истории, начиная от глубокой античности и по сегодняшний день, они, наверное, так и бы остались на страницах учебников или на страницах глинописных табличек, если бы в этом не принимал участие человек. Если бы в этом не принимал участие, может быть, не обязательно режиссер, не обязательно танцор, не обязательно писатель. Человек как предмет, как место, как повод выразиться и позволить ему сказать то, что не сказал другой. Вы знаете, не могу забыть историю, которую я однажды услышала в Германии, которую я потом передавала своим студентам, рассказывая. Я перескакиваю сознательно с Россией на Германию, но просто есть определенные связи, оставшиеся связи. Когда после окончания Второй мировой войны Мюнхен обнаружил себя в руинах, что ожидалось и что было совершенно логично, то руководство этого города, в котором мы прожили 21 год, будучи в изгнании, задалось вопросом, а что мы будем делать по поводу восстановления всех объектов культуры. Разрушено было всё: от первого музея до последнего. Ну и самое главное, для мюнхенцев, для которых музыка и опера — это crème de la crème, это главное в их культурной жизни, я никоим образом не хочу принизить значение Старой Пинокотеки, Новой Пинокотеки. Это всё не обсуждается, это само собой. Так вот, когда бургомистр Мюнхена объявил, что, не хватает средств на всё: надо людей расселять, нужно ремонтировать город, восстанавливать его в былой его красоте, и был брошен клич, а мы восстановим эту оперу сами. И это блистательное мюнхенское здание оперы и балета было восстановлено на копейке, на пфенниги. Кто, что мог привнести в восстановление этого чуда? Это люди. И они это привнесли. И хорошо нашлись благородные люди, которые сказали, давайте это отразим каким-то образом. Когда вы придёте в мюнхенскую оперу, будете сидеть в паркете, то… Да, в паркете. Вы увидите, если не под каждым креслом, то около многих дощечки с именами тех безымянных героев. То есть это не министр культуры, не министр образования, не главы банков. Просто люди приносили свои копейки и вкладывали в ту баночку, из которой потом восстановили. Это я к тому, что мы способны на гораздо большее, чем нам кажется. Да, я понимаю, надо работать в контакте при поддержке министерства культуры. Образование, Андрей, в обязательном порядке. Когда мы говорим о балете, надо говорить об образовании, о культуре образования и вообще культуре отношений к тому, что нам досталось и что мы обязаны вот на таких вот руках трепетно передать нашим детям, внукам, правнукам и так далее. Так вот, мы все отвечаем за то, что называется культурой, за то, что называется главным кодом и главным национальным достоянием нашей страны. То, что выделяет нас, вне всякого сомнения, из толпы этих гномов, предателей, недоумков, которые считают себя носителями европейской культуры. Что была бы европейская цивилизация без русской культуры? Я не ставлю вопросы, я просто заканчиваю свое выступление с восклицательными знаками благодарности в адрес тех, кто пришел.

А.С. Блинов: Но мы не завершаем пока ещё.

О.М. Зиновьева: Ну я могу сейчас сказать. А я хочу успеть сказать.

А.С. Блинов: Вы произнесли слово «опера». Не могли бы ли вы поделиться планами, которые уже более-менее конкретные? Следующий проект, который, возможно, будет реализован тоже в Республике Коми.

О.М. Зиновьева: — Я почему-то даже уверена, что он будет реализован.

А.С. Блинов: Я обращаюсь к Гульнаре Ренатовне. Расскажите об этом проекте. Это что же практически пример возможного будущего партнёрства государства, общества и бизнеса?

О.М. Зиновьева: Вы знаете, наш опыт, блистательный опыт, удачный опыт и очень перспективный, как оказалось, опыт работы с Театром оперы и балета в Сыктывкаре, навёл меня, моих друзей, моих товарищей на интересную мысль, на предложение обратиться к тому же самому театру оперы и балета в Сыктывкаре, с предложением создать оперу, театрализованную постановку, сюжет о далёком путешествии господина де Б. на Луну. Это путешествие Сирано де Бержерака на Луну. Произведение, которое было написано много сот лет назад, и авторы которого должны были бы праздновать в 2022 году, но в силу ковида и всяких других обстоятельств эта тема не то чтобы отпала. Естественно, все европейцы помнят это. Но не состоялось. И младшая дочь Александра Александровича, и моя дочь Ксения, музыкант и композитор, она написала оперу под этим названием. И эта опера должна была быть поставлена в Брюсселе в 2022 году. Не состоялось. Может быть к счастью, я не могу, конечно, так утверждать. Вы знаете, творцам вообще говорить, что счастье, что вы не состоялись там в том-то или в том-то году, просто это кощунство. Так вот, короче говоря, Ксения вернулась к этой теме. Полина, старшая наша дочь, старшая дочь Александра Александровича, тоже приняла участие в создании этой оперы, написала совершенно потрясающее либретто, и опера состоялась как таковая. И когда мы думали о том, к кому обратиться? Много есть театров в Москве, с которыми мы дружим, есть и в Питере, есть и в Ярославле, как известно, замечательный театр и так далее. Мы решили так, знаете, а зачем искать далеко, когда у нас есть уже состоявшийся дружеский, творческий, очень человеческий, очень тёплый контакт с Театром оперы и балета в Сыктывкаре. Тем более, насколько я могу предположить и как я наблюдаю из опыта, Президентский фонд культурных инициатив с большим сочувствием и с соответствующим пониманием инструментальным относится к развитию регионов. Не хочется говорить регионов, но скажем так, других частей России, кроме Москвы, Питера и каких-то ярких городов. И мы увидели возможность в том, чтобы реализовать эту оперу, эту постановку именно в театре, в Сыктывкаре. Я полагаю, что это у нас получится, получится красиво. И в этой опере есть, естественно, элементы хореографии, Андрей Николаевич. По-моему, я ответила на ваш вопрос.

А.С. Блинов: Да, действительно, это очень интересное произведение. Путешествие Сирано де Бержерака. Потому что это, первое фантастическое произведение в истории литературы. Представляется, что это должно быть что-то чудесное на сцене. Музыку можно уже было послушать, когда был 100-летний юбилей Александра Зиновьева. И во время торжественного собрания в Колонном зале Дома союзов как раз Ксения представила одну из увертюр к этой опере с оркестром Башмета. Возвращаясь к нашей теме взаимодействия государства, общества и бизнеса, именно в балете «Крик» это с самого первого дня подготовки к российской премьере выразилось, это сотрудничество. Ряд наших театральных площадок, такие как концертный зал Губернский в Костроме, Ярославский театр, они, по сути, предоставляли сцену практически на каких-то символических условиях. Кострома вообще бесплатно предоставила сцену. И, естественно, в рамках подготовки и бизнес активно принимал участие, может, где-то на коммерческих основах, но всё равно это было очень яркое участие. Тот же модный дом Игоря Чапурина, он полностью взял на себя сценографию и костюмы. И ту красоту на сцене, которую мы видим, это в том числе благодаря частному бизнесу нашего прославленного модельера Игоря Чапурина. И вплоть до пуантов, то есть их отшивали тоже очень правильные фирмы, потому что пуанты это для балерины всё, они живут, сращиваются с ними. Поэтому балет «Крик» изначально был в таком симбиозе. Что касается предстоящего единственного показа в Москве 6 сентября в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, то это в какой-то степени восстановление некой исторической справедливости, потому что именно 10 лет назад балет «Крик» должен был быть показан в этом самом театре. Но сорвались гастроли из-за тех геополитических событий, которые начали происходить. Поэтому то, что «Крик» прозвучит, будет показан на этой прославленной сцене это глубоко символично и важно в том числе и для всего состава. И хотел бы сказать, что в день показа балета в фойе Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко, также будет показана выставка об Александре Зиновьеве «Александр Зиновьев: Русская судьба» — это тоже достаточно яркое событие. Говоря о нашей сегодняшней теме, подводя итоги, предлагаю каждому участнику высказаться, подвести некий итог: что он вынес, и какие перспективы, может быть, развития этой темы. Гульнара Ренатовна, давайте с вас начнем.

Г.Р. Идрисова: Спасибо большое. Действительно интересная сегодня получилась у нас встреча, круглый стол. Было поднято очень много таких важных действительно вопросов, темы, задач поставлено. Я соглашусь с тем, что данное партнёрство – государство, общество и бизнес, ещё раз подчёркиваю, крайне важно. Действительно, государство создает условия для того, ставить, создавать бизнес, создает возможности для того, чтобы продолжать развивать, а общество на этом учится. Поэтому я желаю вашей команде успехов, желаю зрителям, которые придут на просмотр балета «Крик» 6 сентября, очень интересных впечатлений, ярких эмоций. Уверена в том, что так и будет. Нашему балету я желаю долгого успеха. Благодарю всех. И я рада, что такой союз состоялся. Спасибо.

А.С. Блинов: Спасибо большое. Елена Темурхановна, пожалуйста, Вам.

Е.Т. Оздоева: Я могу сказать в заключении, что для себя я сегодня увидела, что здесь состоялся серьезный разговор, но это разговор единомышленников. На самом деле все участвующие в нашей дискуссии с той или иной точки зрения, с того или иного ракурса освещения этой проблемы, на мой взгляд, всё-таки сошлись на том, что партнёрство это нужно, противоречия в нём никакого нет. Мы просто должны, может быть, сплочённее двигаться в этом направлении и действительно в бизнес, который я представляю, вживлять, пропагандировать точку зрения, которая была высказана, что вложение в культуру – это… я бы не сказала, что это инвестиция, которая тебе что-то принесёт в будущее материальное, но это та инвестиция в духовное развитие, который дальше из поколения в поколение позволит обществу развиваться наилучшим образом. Я хочу сказать, что когда-то очень давно один из моих педагогов мне сказал такую вещь, всем сказал, а я про себя подумала, я была маленькая. Он сказал следующее. Вы представляете разницу между человеком, который вырос, сидя за школьной партой, видел Медного всадника и человеком, а мы жили где-то, который каждый день в окно видит девятиэтажку. И это мне очень тогда врезалось. Я была подростком, но я как-то это запомнила и подумала: вот сюда мы должны стремиться, мы должны, конечно, поддерживать новые формы развития. Жизнь, она не стоит, она идёт вперёд. И действительно, для того, чтобы, может быть, полюбить классику, сначала нужно ему понять, молодому человеку, эту классику своими понятиями. Он уже их имеет, он продукт уже этой системы. И он должен её полюбить и понять доступным ему мышлением и мировоззрением. Потом он будет его расширять. В общем-то, есть очень много сложных задач. Вкладываться надо в это. И бизнесу, я могу в своём лице сказать, не надо ждать никакой отдачи. Монетизации этого всего не должно быть. Это должна быть как-то жертвенность. Благородная жертва. Это должно быть вот это.

А.С. Блинов: Ольга Вениаминовна, Вам слово.

О.В. Калугина: Вы знаете, на меня круглый стол произвел очень отрадное впечатление, именно потому что я увидела, что наша драгоценная российская провинция, которой мы стольким обязаны в нашей истории, она живет, она развивается. Я очень много езжу по регионам, я очень много вижу примеров, и когда вот так радостно делает свой драгоценный вклад в русскую культуру. Мне это отрадно и приятно. Вы знаете, роль этих вложений колоссальна. Я вам приведу один пример. Я с 2015 года езжу в Луганск и в Донецк, со всякими мероприятиями, лекциями, учебными мероприятиями. Я в Луганске, в котором четыре театра, вот до 2022 года я ездила, семь лет не могу попасть в театр, потому что там в шесть утра первого числа стоит очередь грандиозная, скупают билеты, а их продают только на месяц, и всё. И попасть в театр нельзя. Вы представляете, их там обстреливают, они там чуть живые, а в театр попасть нельзя. Вот что значит для людей культура в таких случаях. И когда я вижу, что это идёт и разливается по всей России… Только что была в Самаре в новом здании Третьяковки. Это тоже потрясающий совершенно новый проект. Его только что открыли. Всем рекомендую. Опять же-таки мы выдвигаемся в наше дорогое Поволжье, в том числе не только на север. Вы знаете, это так отрадно. И вот сегодняшний круглый стол подтвердил, что этому отрадному ещё много есть, что сделать у нас в стране.

А.С. Блинов: Спасибо всем. Спасибо большое. Андрей Николаевич, что Вы можете сказать по итогам круглого стола?

А.Н. Меркурьев: Уже так много сказали хороших слов. Я просто хочу сказать, что пора объединяться. и объединяться всем, потому что один в поле не войн, мы это все знаем. Зачастую то, что ты смотришь, что происходит даже в той же культуре, каждый театр бьётся за себя, каждый артист бьётся за себя, и даже далеко не нужно ходить. На примере даже своего театра, где я сейчас руковожу, это уже четвёртый год, зачастую не хватает единения, единства, солидарности, вот этого объединения. Ведь только когда мы вместе, мы тогда можем город свернуть. И я иногда говорю, даже не нужны спонсорские деньги, не нужно ничего, ведь можно выйти на улицу, извините меня, и показать свой продукт. Но когда мы вместе, вот тогда и за нами пойдут люди также. Вот тогда мы будем зажигать их своим огнём, своим желанием творить, и тогда люди будут открывать глаза и видеть, что действительно вот в это можно вложить, потому что люди горят, люди хотят. нужна быть пища, понимаете, для тех людей, для спонсоров государства. Государство может быть меньше, государство должно нас поддерживать, на то оно и государство. А вот если мы ждем меценатства, жертву от людей, которые сами зарабатывают деньги, отдают свои деньги. Мы не будем забывать, что они отдают тоже свои деньги. Мы это тоже забываем иногда. Мы требуем от людей, даже от простых людей, не бизнеса, поддержите нас, или малый бизнес, которые с нуля поднялись, грубо говоря, вложили свои деньги, и они жертвуют. Поэтому нужно объединение, нужна дружба, объединение. Вот я еще раз повторюсь. Вот тогда мы можем свернуть горы.

А.С. Блинов: Спасибо огромное. Думаю, будет услышан этот глас. Анастасия Валентиновна, Ваше слово.

А.В. Лебедик: Я хочу поблагодарить за возможность сегодня поделиться своими мыслями и мнением. Нам, как артистам, остаётся просто работать на фоне всего и доносить смыслы и задачи, которые перед нами ставит наше руководство.

А.С. Блинов: Творить красоту, и то, что мы здесь можем даже наблюдать на экране, действительно, это самые яркие моменты, запечатленные на российской постановке балета «Крик». Евгений Олегович.

Е.О. Жуков: Как сказала Елена Темирхановна про единомышленников, мы единомышленники, и мы с большим удовольствием будем всех ждать других людей, которые станут такими же единомышленниками. По вопросу взаимодействия, эпизодическое партнёрство замечательное, но когда это команда, и это должно быть систематическим партнёрством. И оно должно быть не исключением, а, соответственно, правилом. Тогда мы, конечно, выйдем на другой уровень совершенно культурного развития.

А.С. Блинов: Спасибо. Любовь Николаевна.

Л.Н. Цой: Цивилизационное развитие России невозможно без механизма воспроизводства и трансляции культуры. Так вот, механизм заложен в культурном партнёрстве общества, государства и бизнеса.

А.С. Блинов: Ольга Мироновна, что вы можете сказать, подводя итоги?

О.М. Зиновьева: С огромной радостью и благодарностью я подвожу итоги. Не хочется подводить итоги, хочется разговаривать дальше, потому что чем больше мы говорим, тем больше всплывает дополнительных сюжетов. Знаете, как у акулы зубы. Но акулы зубы, они для плохих целей, а вот наши возможности, они возникают по мере того, как мы возделываем эту культуру, культуру и поле этой культуры или космос этой культуры. Вы знаете, у меня сегодня сложилось такое очень интересное геометрическое представление о нашем сотрудничестве. Мы находимся в треугольнике. Одной вершиной которого является Государственный литературный музей, находящийся напротив нас. Другая вершина этого треугольника – «ФОРА-БАНК». И третье – Международное информационное агентство «России сегодня», которое позволило нам встретиться, высказаться. Я благодарна, естественно, нашей «России сегодня». Здесь работает наш Зиновьевский клуб, многие члены которого присутствуют на этом заседании. И, понимаете, состоялась какая-то абсолютно стратегически важнейший посыл всему нашему обществу, самим себе. Мы увидели себя в зеркале событий, в зеркале того, на что мы способны, что мы еще можем показать, что мы можем продемонстрировать и куда мы можем повлечь за собой общество. Есть возможности, которые даются только тем, кто в пути, кто преодолел одну сложность и поднимается дальше к другой. И я хотела бы, вы знаете, вот в связи с тем, что благодарю всех участников, абсолютно всех выше названных, рядом названных, и я хочу еще обратиться к Татьяне Лещёвой и просто обратить ваше внимание на человека, который столько сделал для реализации нашего проекта. Человек с неутомимым трудом, неутомимой волей, терпением, выносливостью, бессонностью, и так далее, и так далее, сделал всё возможное, чтобы мы встретились, поняли друг друга, отдали должное друг другу, поблагодарили, в конце концов, друг друга. Я хочу сказать, что мы должны понимать, оценить возможности каждого из нас. Просто надо встать на цыпочки. На пуанты не все могут встать, но встать на цыпочки, потянуться вот так вот и сказать: «а я могу». Спасибо всем.

А.С. Блинов: Спасибо огромное! Ждём всех, кто захочет прийти в Театр Станиславского и Немировича Данченко 6 сентября на единственный показ балета «Крик». Генеральный партнёр показа «ФОРА-БАНК». Спасибо и до свидания!